|
 |
"Чешский вопрос": попытки разобраться в самих себе
Понятие "традиция" - наряду с противоположными ему по значению
терминами "новаторство", "модернизация", "прогресс",
- остается, пожалуй, одним из основных в современных общественных
науках - будь то история, социология или культурология. "Традиция
- это те образцы ощущений, мышления и поведения, которые ввиду своей
действительной или мнимой принадлежности к общественному наследию
группы оцениваются ее членами положительно или отрицательно"
(Шацкий 1990, 359). Под "группами" здесь в первую очередь
понимаются этносы или нации. Особенно актуальными становятся дискуссии
о национальной традиции в переломные этапы развития общества.
Данная работа посвящена анализу философской традиции Чехии. В ней будет проведен
краткий анализ концепции "национальной философской традиции"
и на примере ряда произведений крупнейших чешских философов конца
19 - 20 веков показано, в чем состоит чешская национальная философская
традиция и каким образом она влияла и продолжает оказывать влияние
на развитие общественной мысли в Чехии. Дальше...

|
Praha.
Вещи, которые я отобрал в лавке, продавец бережно упаковал в бумажный
пакет с фирменным клеймом, информировавшим меня, что я нахожусь
неподалеку от костела Святой Катерины. Я выругался себе под нос,
и вышел на улицу. День не предвещал ничего хорошего - я адаптировался
на столько, что толпы туристов, бродящих по городу стадами тупых
овец, начали меня раздражать. Сегодня я был почти уверен в том,
что этого города не существует, что город получает свое физическое
воплощение благодаря пьяным галлюцинациям туристов и прочих романтически
настроенных путешественников. Казалось, что если все они уснут одновременно,
то за окном не окажется ничего, кроме бескрайнего, нереально тихого
поля и полной ( по-другому не бывает) луны над ним. Дальше...

|
Писатель-журналист о писателях и журналистах
Публицистика Карела Чапека, чешского писателя, в России мало известна.
Переводятся на русский язык его романы, пьесы, юморески, а публицистика
остается непрочитанной. Но в свое время Чапек был известен именно
как талантливый журналист и публицист. Он был мастером создания
"столбцов" - особого типа журналистского произведения,
это нечто среднее между фельетоном и заметкой. Он писал обо всем,
что видел: быт, работа, отношения людей, искусство, политика, война.
Дальше...

|
Карел Чапек
Писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова "робот"
- но и один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента
Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг
фашизма и тоталитаризма. Но и автор детективно-философских рассказов
и серии "Апокрифов", полных метких наблюдений на человеческой
природой. Но и писатель-авангардист, одним из первых описавших в
художественной литературе трагедию "Титаника". Но и переводчик
Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет
чешской поэзии 20-го века. Но и философ, многие идеи которого актуальны
и в современном мире. Это один и тот же человек - Карел Чапек. Дальше...

|
Пражский Голем: легенда и литературный герой
О каждом городе в прошлом были сложены легенды, ставшие неотъемлемой
частью его образа. О Праге, "магической", "мистической",
"королевской", таких легенд сложено бесчисленное множество.
При этом в составлении пражской мифологии участвовали отнюдь не
только чехи. Дальше...

|
Мечты о свободе.
Когда я решил, что пора рассказать что-либо о Праге, я понял,
что совсем не знаю ее.
Чем больше я читал, тем больше я понимал, как она отличается от
того образа, созданного туристическими путеводителями, временем,
проведенным в ней, всем что называется субъективный опыт. Так происходит
с воспоминаниями - иногда ты почти уверен в осознании смысла того,
что происходило с тобой, но на самом деле - ты просто манипулируешь
ворохом старых фотографий, вырванными из контекста стоп-кадрами,
смысл которых лежит вне их пределов. И тогда ты приходишь к выводу,
что прошлое - не более чем фантом, созданный воображением. Дальше...

|
Вацлавская площадь. Прага.
Прагу нельзя измерить с помощью тех инструментов, которыми Вы пользовались
до первого знакомства с этим городом. Заявленная рациональность
Запада и абстрактная духовность Востока сливаются воедино, на пороге,
в Праге. Этот город находится на пограничной линии, линии разделяющей
две формы мышления. Случайные пилигримы, пораженные неизлечимой
болезнью больших скоростей и стремительно растущих мегаполисов,
приезжая в этот город, ничего не понимают в нем. Дальше...

|
|
|